четверг, 11 июля 2013 г.

Тунгусский предохранитель

Вчера ночью (10.07.2013) электричество в розетке сошло с ума. Сколько было в розетке - не знаю, но если произошло физическое разрушение варисторов в технике - вольт 500, не меньше.

Хорошо, что руки помнят паяльник и есть знакомый, который хорошо ремонтирует технику (Антон Гриценко), который подсказал и проруководил процессом.

Однако, обнаружилась весьма и весьма нетривиальная поломка...
Историческая справка: во многих приборах для защиты от перенапряжений и всплесков применяется варистор. Он должен сожрать энергию скачка напряжения, не подпустив скачок к остальным цепям схемы. Переваривать энергию он может только до некоторого предела. Пределы есть по напряжению и по поглощенной энергии. Короче, всё рассчитывается так, чтобы в случае кратковременного скачка он его погасил, а приличный скачок должен выпалить предохранитель, который ставится перед варистором. Если же происходит перенапряжение варистора, он физически разрушается (лопается), что и было обнаружено в приборах. Короче, любопытствующие могут почитать тут.
Всего в результате инцидента дома сдохли:
1) телевизор (варистор и предохранитель, уже починили своими силами);
2) бесперебойник (перекинул батарею в запасной такой же, комп работает, сдохший тоже оживлю);
3) стабилизатор котла отопления (варистор сдох, уже живой);
4) видеодомофон (починил, только предохранитель сдох);
5) сплит;
6) DVD плеер (обнаружил уже в 2014 году, когда он понадобился).

Собственно, речь и пойдет о сплите, точнее о том, что и как именно в нём сдохло. Сдохли в нём тоже, как ни странно, варистор с предохранителем.

Так вот, во всей технике всё как по учебнику - сдох варистор (закоротился), выбило предохранитель. Меняй предохранитель и варистор и будет щасьте.

Ага, всё бы ничего, но в сплите скачок энергии был таков, что варистор лопнул, закоротившись, вреда от него никакого - одна польза. Да вот только предохранитель порвало. В клочья. На американский флаг.

Не просто порвало - он разлетелся, как граната. В две стороны улетели колпачки, о чём свидетельствует погнутый держатель с одной стороны и.... барабанная дробь... разбитая керамическая плата сборки изолятора управляющего сигнала...

На фото платы явственно видны следы взрыва предохранителя. Нарисовал и направления разлета частей "тунгусского предохранителя".
Далее был процесс потрошения сборки. Компаунд после разогревания до 300-400 градусов можно отковырять.  Цель сего действа - освободить дорожки или контакты, чтобы можно было припаять сборку обратно в кондиционер. 
Удалось, но нервов было чутка потрачено. Повезло, что не пострадали детали, припаянные на сборку.


Круто умеют развлекаться электросети, не правда ли?